На главную Обратная связь
Республиканское государственно-общественное объединение
"Белорусское добровольное пожарное общество"
Главная» Новости

Республиканский турнир среди ДПК25.08.2017

         25 августа 2017 г. на базе Гомельского филиала ГУО «Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь» состоялся республиканский турнир среди добровольных пожарных команд.

Основные организаторы соревнований: РГОО «БДПО» и МЧС Республики Беларусь,  спонсорскую помощь оказали БФСО «Динамо» и БРУСП «Белгосстрах».

Лучшей среди лучших (победителей областных турниров) стала добровольная пожарная команда УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» Борисовского района Минской области, серебро завоевали ОАО «УКХ Бобруйскагромаш», бронза досталась ОАО «Брестский мясокомбинат».

Добровольцы пожарного дела соревновались в следующих дисциплинах: преодоление 100-метровой полосы с препятствиями, пожарная эстафета 3 по 100 метров, и боевое развертывание от мотопомпы.

Необходимо отметить, что этапы соревнований не стали традиционными элементами пожарно-спасательного спорта, так как акцент был сделан на тренировку добровольцев в условиях, приближенным к практической работе при ликвидации пожаров. Для этого сотрудниками РГОО «БДПО» совместно с работниками МЧС было разработано специальное Положение о проведении турнира.

Цель турнира: формирование необходимости вовлечения в пожарное добровольчество не только населения, но и органов власти и управления, субъектов хозяйствования.

Участники соревнований показали хорошие навыки, достойные спортивные результаты и способность оказать помощь людям, терпящим бедствие. Ведь подобный турнир является срезом готовности добровольных пожарных формирований страны к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При этом возникает ряд вопросов. Нужны ли добровольцы?

По сведениям международной ассоциации пожарно-спасательных служб, в мире насчитывается примерно 1,3 млн. профессиональных пожарных и 14 млн. добровольных пожарных. При этом добровольные пожарные формирования самостоятельно ликвидируют 30–50% возникающих пожаров, в Республике Беларусь этот показатель составляет менее 3%.

Даже эта статистика заставляет глубже задуматься и однозначно поддержать пожарное добровольчество.

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь
от 15 июня 1993 года «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является обязанностью руководителей, соответствующих должностных лиц и работников республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, а также граждан.

В соответствии со статьей 6 указанного Закона трудовые коллективы и граждане осуществляют мероприятия по обеспечению пожарной безопасности посредством участия во внештатных пожарных формированиях (команды, дружины, расчеты, группы внештатных пожарных инспекторов, пожарно-технические комиссии, учебно-методические центры, клубы юных пожарных).

Законом Республики Беларусь «О пожарной безопасности» определена компетенция местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в организации деятельности внештатных пожарных формирований.

Правительство, трижды докладывая Президенту о пожарном добровольчестве, признавало необходимость его развития и Глава государства согласился с конструктивной работой и реализацией предложений Правительства, начиная с законодательного регулирования.

На практике продвижение целенаправленной работы пока не просматривается.

Есть положительный опыт у наших соседей и, на наш взгляд, он может быть использован с учетом условий развития в нашей стране. Примеры: Австрия, Польша, Германия, Россия и т.д.

Ведь непосредственное участие граждан в тушении пожаров – это и наиболее быстрое влияние на искоренение у населения социально-иждивенческого подхода в обеспечении безопасной жизнедеятельности, у людей вырабатывается гражданская позиция о его необходимости обществу. А экономическая выгода очевидна и беспорна.

Какова же роль белорусского добровольного общества в развитии пожарного добровольчества?

В цели деятельности РГОО «БДПО» и выражается ее роль – объединение усилий граждан по развитию пожарно-спасательного дела в стране. Чтобы что-то объединять необходимо понять, откуда и почему эти усилия возникли? И ответ в предмете деятельности – содействие организациям в обеспечении пожарной безопасности. Организации рассматриваются в широком плане от государственных институтов до малых предприятий.

В самом общем плане роль Объединения сводиться к нахождению разумного баланса между государственным и общественным решением задачи обеспечения определенного уровня пожарной безопасности страны.

Этот баланс должен быть обозначен как целевой на определенный период, просчитан и сопоставлен с приоритетами и программами государства и понятен нашим гражданам.

Более просто – это своеобразная профсоюзная организация, защищающая интересы добровольчества, способствующая правовому регулированию и поддержке добровольных пожарных формирований, проводящая стратегическую и тактическую политики государства в обеспечении пожарной безопасности.

Для решения государственно-значимых задач РГОО «БДПО» не получает бюджетных средств и не имеет масштабных возможностей по поддержке ДПК за счет средств, получаемых от предпринимательской деятельности учрежденных им унитарных предприятий, а также полномочий, позволяющих ему эффективно влиять на выполнение органами власти и руководителями организаций задач по созданию и функционированию добровольных пожарных формирований.

И здесь важна роль и деятельное участие регулирующего органа в области пожарной безопасности, обладающего правами разработки и внесения таких документов в Парламент и Правительство.

Развитие пожарного добровольчества в стране может базироваться на основе государственной стратегии обеспечения пожарной безопасности и социально-экономического развития Республики Беларусь, а конкретные шаги могут быть следующими:

1. Определение места и перспективы добровольных пожарных формирований в обеспечении пожарной безопасности страны и закрепление в законодательстве (Закон «О пожарной безопасности» и программные документы).

2. Принятие краткой и конкретной программы, минимум на 3 года, по обеспечению пожарной безопасности.

3. Неформальное закрепление ответственности руководителей органов власти, руководителей организаций, предприятий за возможные варианты пожарной защиты территорий ведомств, предприятий в т.ч. нефтепереработки, БАЭС.

4. Принятие минимального пакета обязательных государственных стимулов создателям и участникам добровольных формирований и разрешающего документа стимулировать эту деятельность органам власти и субъектам хозяйствования.

5. Передача функции создания подразделений по защите от пожаров и ЧС, их финансирование органам местной власти.

6. Для организации смешанных подразделений (добровольцы и профессионалы) переработать и принять нормативные документы.

С развитием мощной государственной профессиональной пожарно-спасательной службы востребованность добровольцев практически минимизирована.

Бесспорно, профессионалы – это лучший вариант решения государственной задачи – защиты человека от чрезвычайных ситуаций. Но это далеко не оптимальный и не рациональный подход.

В республике возможно создание действенных добровольных формирований на предприятиях и сельской местности, которые есть во всех странах.

Мы неизбежно придем к прагматичному и оптимальному разрешению государственной задачи по обеспечению безопасности с созданием условий и механизма развития пожарного добровольчества.

 

 

 

Вернуться к списку новостей