На главную Обратная связь
Республиканское государственно-общественное объединение
"Белорусское добровольное пожарное общество"
Главная» Новости

Из истории Минского пожарного вольного общества 16.05.2019

В этот период продолжается переход промышленности от мануфактурной к фабричной: растет число заводов, фабрик, акционированных предприятий; пущена новая линия минской конки;  на средства городского бюджета открыта амбулатория, осуществлявшая бесплатный прием больных; открыта художественная школа; состоялся воздушный аттракцион с подъемом воздушного шара; проходят гастроли петербургской оперы; открывается женская гимназия. Минск превращается в промышленный, торговый и культурный центр губернии.

Однако промышленные предприятия нередко связаны с повышенной пожарной опасностью и значительным материальным ущербом при возникновении на них пожаров. Например, в 1898 году пожар, уничтоживший фабрику по выделке петель купца Моноссона, нанес ему ущерб на сумму 80 тыс. рублей. В связи с создавшимся положением возникла острая необходимость в принятии мер по предупреждению пожаров. И Минское вольно-пожарное общество ставит на первое место вопрос об организации трубочистной артели для предупреждения пожаров, возникающих от неисправного содержания дымовых труб. С целью решения данной проблемы были  приглашены старший трубочистный мастер и его помощник из Варшавской трубочистной артели, которым было назначено жалование в 30 и 25 рублей в месяц и предоставлены квартиры с отоплением и освещением. Других трубочистов наняли в Минске. Артель открыла свои действия 20 октября 1898 г.

В том же году Общество положительно решило возникший в 1896 году вопрос о страховании охотников в Санкт-Петербургском обществе.

Выделенная императором в 1897 году сумма в 3000 рублей позволила вплотную приступить к разработке вопроса об учреждении 2-го отделения пожарного депо в привокзальных частях города, между вокзалами Московской и Либаво-Роменской железных дорог. Правление поручило архитектору А.П.Герцу образовать строительную комиссию по выбору плаца под постройку и составлению сметы для строительства. Но в связи с дороговизной и отсутствием различных строительных материалов, строительство депо перенесли на будущий год. 

13 апреля вступил в действие измененный Устав МВПО. Необходимо отметить, что за      22-летний период своей деятельности Общество достигло той степени развития, о которой его основатели и не осмеливались мечтать. Тогда они считали возможным предложить открывающемуся Обществу скромную, второстепенную роль: оно предполагалось лишь для содействия как городской пожарной команде, так и жителям при тушении пожаров в городе и предместьях посредством охотников-добровольцев, вступивших в Общество (§ 1 Устава 1876г.). Общество же стало вполне организованной, самостоятельной силой в борьбе с огнем – оно ставило себе задачей тушение пожара и вообще противодействие пожарным бедствиям в пределах городской черты, а также спасание людей и их имущества от других стихийных бедствий (Устав МВПО § 1).

Также Советом должностных лиц было разработано положение о выдаче наград Общества за выслугу лет: за каждые 3 года – серебряный шеврон на рукаве, за 15 лет – серебряный орел на каске и за 20 лет – золотой орел на каске.

 

В 1899 г. Общество было главным образом озабочено разработкой вопроса об открытии     2-го отделения. Городское управление, реально оценивая деятельность пожарного Общества и поддерживая намерение открыть 2-е отделение под Брестским вокзалом, пожертвовало плац под постройку. Но ввиду того, что отведенный плац оказался неудобным для этих целей, Городское управление разрешило продать его или обменять на другой. Вследствие чего плац был продан за 2200 р., а вместо него приобретен за 3127 р. 40 к. другой, так что Обществу покупка плаца в количестве 400 кв. сажень обошлась в 927 р. 47 к. После чего МВПО учреждаются торги на отдачу подряда на строительство.

Интересным событием стало прибытие в Минск в августе 1899 года «Экстренного поезда № 61» – так была названа Всероссийская передвижная пожарная выставка. Идея создания таких выставок была выдвинута председателем совета ИРПО князем Львовым, которого вдохновил успех Пожарного павильона на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Предложение в ИРПО поддержали и уже  1 августа 1897 года после торжественного открытия в Санкт-Петербурге выставка-баржа «Первенец» отправилась в плавание, которое завершилось только в сентябре следующего года.

Результаты превзошли все ожидания: в 116 населенных пунктах с экспозицией ознакомились почти 120 тысяч человек. По пути ее следования открылись 8 городских пожарных обществ и 27 сельских дружин. Естественно, что подобный успех способствовал дальнейшей деятельности в этом направлении – 20 мая 1899 года на перроне Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге «при большом стечении народа и высоких должностных лиц» открылся второй этап Всероссийской передвижной выставки – «Экстренный поезд № 61», который состоял из 10 вагонов, выкрашенных в синий цвет. На каждом были изображены герб и пожарная символика. Первые 8 вагонов приспособили под экспонаты. В девятом размещалась пожарная команда, состоявшая из 15 человек и брандмейстера. Последний вагон первого класса отвели в распоряжение комиссара.

За три с половиной месяца выставка-поезд исколесила всю европейскую часть Российской империи, включая современные Польшу, Украину и Беларусь, сделав остановки  в 78 населенных пунктах, в т.ч. Гродно, Волковыск, Слоним, Барановичи, Борисове, Орше и Минске. За два дня экспозицию посетили 1160 минчан. 

Это было заметное событие в жизни городов. Во время выставки демонстрировались  успехи в организации пожарного дела и устраивались «маневры». Посетители знакомились с устройством инструментов и огнестойких материалов, учились обращению с пожарным оборудованием. Кроме того, команда поезда раздавала брошюры о мерах борьбы с пожарами.

1 сентября 1899 года выставка вернулась в Санкт-Петербург. Но на протяжении еще нескольких лет ощущались ее последствия: широкое распространение получило огнестойкое строительство на селе, были организованы многочисленные добровольные пожарные дружины и общества, расширился перечень используемого ими пожарного снаряжения и вооружения.

В 1900 году деятельность правления МВПО и Совета должностных лиц была направлена на решение вопросов о постройке здания нового отделения при Брестском вокзале, расширению деятельности трубочистной артели,  разрешению других вопросов по текущим делам Общества, относящимся к работам по тушению пожаров, содержанию в должном порядке пожарного обоза. Последнее было очень важно, так как, несмотря на все принимаемые меры по предупреждению пожаров, они нередко возникали в городе.

Так, в 1900 году вольно-пожарная команда совершает 56 выездов на пожары из 60 пожарных случаев года.

Самыми сложными из них были:

Пожар на винокуренном заводе Раковщика в Нижней Ляховке, возникший 7 марта в 3 часа дня. Загорелось в бондарном отделении, где, по всей видимости, от неосторожного обращения с огнем, вспыхнули сушившиеся на печке при довольно высокой температуре клепки бочек. В короткий промежуток времени вся задняя часть завода была охвачена  пламенем, быстрое распространение которого наружу сдерживалось лишь благодаря тому, что здания завода были каменными.

Прибывшими на место пожарными командами города и МВПО по указанию хозяина завода, главное внимание было обращено на разъединение завода с погребом, в котором находилось около 50 бочек спирта. С этой целью пожарные немедленно приступили к разрушению трубы, соединяющей завод с погребом. Через несколько минут труба была разрушена и ужасные последствия взрыва спиртового погреба были предотвращены. После чего основные силы пожарные направили  на тушение заднего фасада завода. Спасти ничего не удалось, кроме нескольких десятков мешков картофельной муки. Но главным было то, что пожару не дали переброситься на соседние с заводом строения, чему немало способствовали дружные усилия пожарных городской команды и вольно-пожарного общества.

Сложность при борьбе с огнем заключалась в том, что за водой приходилось ездить на Губернаторскую улицу к водопроводу, так как протекающая в тех местах река была настолько мелкой, что насосы не могли работать с полной нагрузкой и обеспечить поступление достаточного количества воды на тушение,  хотя на Ляховском мосту был поставлен один насос. Тушение длилось более 4-х часов. Убытки от пожара были громадные. Завод был застрахован в одном из страховых обществ, но сумма страховки была гораздо ниже причиненного пожаром ущерба. Особенно пострадали рабочие, которые были застигнуты врасплох и выбежали даже без верхней одежды. В результате пожара  они к тому же остались без работы.

25 апреля в 2 часа дня на Нижнеляховской улице в доме Сливозберга вспыхнул большой пожар. Загорание произошло на кухне второго этажа, и огонь быстро охватил летнюю часть дома. Прошло не более 5 минут, как к месту пожара  прибыли пожарные команды – городская и вольно-пожарного общества. Рядом с горевшим домом находился другой, старый деревянный дом и все усилия пожарных команд были обращены на его защиту. Хотя все шансы были против этого: во-первых, слишком близко был горящий дом;  во-вторых, довольно высокая температура воздуха и ветер способствовали распространению пожара. Однако дружные усилия пожарных команд увенчались успехом –  дом был спасен. Среди охотников особенно выделились Миранский и Лиходзеьвский, которые производили тушение на особо опасных для жизни участках.  Насколько успешно работали пожарные, можно судить потому, что огонь не уничтожил весь дом, а лишь только ту часть, где начало гореть, остов же дома остался невредимым. Все имущество было спасено, а из нижней каменной пристройки ничего  даже не выносили.

К открытию летнего пожарного сезона начальник охотников И.Н. Скалозубов провел смотр отрядов охотников и обоза. Охотники были в полной форме, при топорах и веревках, музыканты при полном вооружении. После смотра состоялся выезд обоза на Соборную площадь к месту сбора по тревоге у дома Губернатора, где были продемонстрированы гимнастические и пожарные упражнения, закончившиеся раздачей призов охотникам.

10 мая в 2 часа ночи на улице Глушка в татарско-людамонстской части города вспыхнул пожар. Загорелось в сарае у дома Мухли на углу улицы. Огонь с неимоверной силой сразу охватил весь сарай, так что не было никакой возможности из него что-нибудь спасти. От сарая огонь перебросился на соседний жилой дом, который загорелся почти моментально, так как был деревянный и старый. Жильцам этого дома едва удалось выбежать из него, не говоря о том, чтобы спасти что-нибудь из имущества.

В этот раз пожарные команды не так быстро прибыли на место пожара из-за трудного к нему подъезда и отдаленности от центра города. В результате чего, несмотря на дружные усилия соединенных пожарных команд, огонь перекинулся на соседние постройки, уничтожил 4 жилых дома, и прилегающие к ним надворные постройки. Сила огня была настолько велика, и он так быстро распространялся, что нельзя было спасти что-либо из горящих построек. Кроме того, положение усугублялось отсутствием поблизости воды, за которой нужно было ездить чуть не за версту, а также из-за узкой улицы, затруднявшей подъезд к пожару нескольким бочкам сразу, так что много времени терялось, пока все бочки были опорожнены.

Убытки от пожара были значительными: кроме недвижимого имущества сгорели 5 коров, 1 лошадь, вся домашняя утварь, мебель и как заявили хозяева, 2000 р. наличными деньгами.

В 2 часа ночи 2 июня на Троецкой горе на Михайловской улице, вспыхнул пожар в сарае Левина. Сначала загорелось в хлеве, где находилась корова, и было сложено сено. Пламя мгновенно охватило сарай и два прилегающих к нему жилых дома. Пока успели приехать на место пожара городская и вольно-пожарная команды, все уже полыхало. Сила огня была настолько велика, что огонь за считанные минуты уничтожил дотла сарай и 2 жилых дома. Из горящих домов спасти что-либо было почти невозможно, так что большая часть имущества сгорела. Кроме того,  на этот раз вольно-пожарная дружина была далеко не в том составе, в котором она обычно бывала на пожарах.  Но, тем не менее, им удалось отстоять соседние дома, которые были расположены очень близко к горящим.

Пожар на Любаво-Роменской железной дороге. 30 июня в 12 часов дня возле Виленского вокзала показался громаднейший столб дыма. В городе быстро распространился слух, что горит вокзал. Народ немедленно бросился на место пожара: оказалось, что горит железнодорожное депо Либаво-Роменской дороги. Когда прибыли пожарные команды, здание внутри уже было охвачено огнем. Пожарные, особенно охотники, отчаянно вступили в борьбу с огненной стихией и проявили полную неустрашимость. Некоторые из них просто чудом спаслись от верной гибели, особенно в тот момент, когда рухнула крыша и железные балки и бревна полетели во внутрь здания. Жара в тот день значительно затрудняла борьбу с огнем, потому невозможности было не только работать, но даже стоять вблизи горящего здания. Все, что было внутри стало жертвой пламени: различные станки, инструмент, части паровозов, вагоны и многое другое. Окончательно испорченными оказались 2 паровоза и тендер, стоящие в ожидании ремонта. Сгорело также здание конторы депо и все, что там было. В тушении пожара принимали участие, все рабочие железной дороги, используя  несколько паровозов,  и даже арестанты. Пожар не обошелся без жертв: при обрушении крыши в пламени погиб 26-летний слесарь  Станислав Дамбровский. Его обгоревший труп был найден уже после окончания пожара. Кроме того, пострадало еще несколько человек – одному пожарному сильно ушибло руку, одному из мастеровых вышибло глаз и один арестант получил перелом ноги. Все пострадавшие были отправлены в больницу.

Тушение пожара окончилось вечером. Порядок, благодаря распорядительности полиции, был полный, и все обошлось без происшествий: никого не переехало, никого не задавило, как это зачастую бывает в подобных случаях, особенно когда собирается тысячная толпа, мешающая правильному движению пожарных лошадей, и прочих опасных ситуаций.

О количестве воды, использованной на тушение, можно судить потому, что в городе в течение нескольких часов совершенно не было воды,  и если бы в это время где-нибудь в другом месте случился пожар – положение было бы безвыходное. Кроме того, самая ближайшая к депо водокачка, из которой можно было непосредственно брать воду, – не действовала. Была ли она испорчена раньше, или испортилась в момент пожара неизвестно.

 Пожар в депо показал всю несостоятельность пожарных снарядов, имеющихся в «пожарном сарае» вокзала. Анализируя это происшествие, было отмечено: «На такой громадной станции следовало бы иметь не такие игрушечные инструменты, чтобы не заставлять рабочих бегать с ведерками размером немногим больше чем чайный стакан, когда подобное тушение напоминает веселую оперетку, а не борьбу с пожарным бедствием. Домашними комнатными огнегасителями нельзя тушить такие пожары, следовало бы иметь паровой насос. Будь он, депо было бы спасено».

Причиной пожара стала искра от паровоза, залетевшая в щель потолка депо в то время, когда все рабочие пошли на обед.

 

По уже установившейся традиции 6 августа вольно-пожарное общество отмечало очередную годовщину его создания. На плацу МВПО состоялись молебен и парад в сопровождении оркестра. После чего празднование продолжалось в городском саду, который был украшен разноцветными фонариками, флагами и вообще имел праздничный вид.

Ежегодное гуляние в пользу ВПО в городском саду прошло очень оживленно и привлекло много публики. В саду играло 2 оркестра музыки – МВПО и военный под управлением г.Поланевича. Была устроена открытая сцена, на которой специально приглашенный куплетист исполнил куплеты и прочитал рассказы из малорусского (украинского) и еврейского быта. В летнем театре любителями были поставлены спектакли «Не в свои сани не садись» и «Откликнись сердечко», очень понравившиеся невзыскательной публике. Был устроен блестящий фейерверк, изготовленный Варшавским пиротехником г.Жизневским.

На треке любителей спорта состоялся полет на воздушном шаре г.Эрнесто Витолло. Полет удался прекрасно, и отважный воздухоплаватель был награжден шумными аплодисментами.

Хотя публики в городском саду было очень много, порядок на празднике соблюдался образцовый. 

В целом же в пожарном отношении год выдался не из легких. Только по официальным данным «шалости «красного петуха» обошлись городу в 319 тысяч рублей – при 60 пожарах выгорело 74 подворных домов. Причинами пожаров явились: в 12 случаях – «от дурного устройства печных труб», в 26 – «от неосторожности», в 10 – «от поджога», «от других причин» – 11 и в 1 случае – «от удара грома».

С мая 1900 года открывает свои действия в Минской губернии Раковское пожарное общество и в Могилевской – Журавличская пожарная дружина на основании утвержденных МВД уставов.

 

По материалам архива «Музея огня» Минского городского управления МЧС.

 

Вернуться к списку новостей