На главную Обратная связь
Республиканское государственно-общественное объединение
"Белорусское добровольное пожарное общество"
Главная» Проект материалов к пленуму РС РГОО "БДПО"

Проект материалов к пленуму Республиканского совета РГОО "БДПО"

 ДОКЛАД
«О выполнении постановлений XII и XIII съездов РГОО «БДПО»»

Задача защиты человека от пожаров, как одной из наиболее часто происходящих чрезвычайных ситуаций, решалась с момента возникновения государств. Вклад государства определялся его экономическим состоянием, а поэтому всегда присутствовала и его общественная составляющая, которая является подавляющей частью во всех странах мира. В Республике Беларусь все населенные пункты и объекты защищаются профессиональными спасателями и общественная составляющая (добровольцы) имеет ничтожный процент.
Судить можно по количеству пожаров и загораний, в ликвидации которых участвовали добровольцы (до 3%). В других странах добровольцы ликвидируют половину и больше чрезвычайных ситуаций (Австрия, Польша, Германия и т.д.)
Необходимость развития реального добровольчества, способного ликвидировать чрезвычайные ситуации, в нашей стране созревала, но вуалировалась и прикрывалась функцией участия в проведении профилактической работы. Активное развитие профессиональной пожарно – спасательной службы, вплоть до сельской местности и отдельных субъектов хозяйствования, породило конфликт интересов профессионалов и добровольцев, так как вторые становятся невостребованными.
Провозглашая необходимость добровольчества, МЧС, как государственный орган профессиональной пожарно – спасательной службы, на практике противостоит созданию добровольных формирований спасателей.
А что такое сегодня действенные добровольные формирования? Это здания (сооружения), в которых находится техника и оборудование, необходимое для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и подготовленные, защищенные и мотивированные люди, прибывающие на место беды.
Как это разумно, опираясь на опыт других стран, реализовать? Создается механизм с учетом особенностей страны. Начало - правовое нормативное регулирование, о котором мы лишь говорим.
Признавая необходимость такого регулирования, и даже трижды докладывая Президенту страны об этом, добровольцами на XII съезде Республиканского государственно – общественного объединения «Белорусское добровольное пожарное общество» (далее Общество или РГОО «БДПО») была принята «Программа развития Республиканского государственно – общественного объединения «Белорусское добровольное пожарное общество на 2012-2016гг.» (далее – Программа).
Основой Программы являлось создание нормативной правовой базы и условий для развития в стране добровольной пожарно – спасательной службы. Руководствуясь такой основой и были сформированы основные мероприятия Программы, первым пунктом которых определено участие в разработке Закона Республики Беларусь «О добровольной пожарной охране».
Данным Законом закладывалась бы более внятная и четкая роль органов власти, государственного управления, субъектов хозяйствования и добровольного пожарного общества в создании добровольных пожарных формирований, их месте в обеспечении пожарной безопасности страны. Предусмотренное Программой создание 1500 добровольных пожарных команд позволяло бы практически заменить государственную профессиональную пожарно – спасательную службу.
Такая Программа была принята съездом, большинством участников которого являлись работники МЧС.
Очевидно, понимая сущностные посылы такого развития добровольчества в стране, поддержки продвижению добровольчества со стороны МЧС не было. Государственный регулирующий орган, наделенный полномочиями разработки и внесения законодательных и нормативных актов, затягивал, переносил принятие таких документов, а то и просто лишал их смыслового содержания.
Указанный выше Закон всяческими маневрами не был включен в план разработки законодательных актов. Единственное Постановление Кабинета Министров от 13.10.1995г №571 «Об утверждении положений о внештатных пожарных формированиях….» не работает, а принятие его новой редакции не согласовано Министерством финансов. Причина - отсутствие смыслового и расчетного обоснования, указывающего на выгоду государству.
С принятием Закона и обновленного Постановления увязывались и планировались нормативные документы по оплате труда членов добровольных пожарных формирований; их обучению и страхованию; введению штатных председателей райсоветов Общества и инструкторов.
Попытка реализовать некоторые позиции Программы с поддержкой Правительства была безуспешной. План, утвержденный заместителем Премьер-министра, остался простой формальностью.
Следует отметить, что, благодаря не поддержке государства, а скорее позиции отдельных руководителей предприятий, в стране сохранились 682 добровольных пожарных команды с численностью 7674 человек. (Приложение №1). Развития они не получили, но в ряде случаев реально ликвидировали пожары, дежурили на полях во время уборки урожая и выполнения работ с высокой вероятностью пожаров. Кроме того, при формировании государственных программ (устойчивого развития села, демографической безопасности, социального обслуживания на 2011-2015гг.,) предусматривалось создание 141 добровольной пожарной команды. Команды созданы частично и практически формально (Приложение №2).
И если решение важнейшей государственно – значимой задачи, в которой заинтересованы и государство, и население - создание добровольных формирований вместо бюджетных профессиональных практически блокировано, то другие задачи организовывались и выполнялись структурами Общества.
Обучение населения и работающих правилам пожарной безопасности и поведения в условиях чрезвычайных ситуаций организационными структурами Общества приобрело более системный характер. Хоть количество людей, охваченных инструктажами и обучением, колебалось от 199 тыс. до 346 тыс. человек (Приложение №3), существенно изменилась содержательная часть. В районных и областных структурах профессионально обучением занимаются 27 человек, имеются качественные методологическая и учебная базы. Наиболее позитивные сдвиги произошли в Гомельской области (обучением охвачены все районы области, наибольший штат преподавателей), хорошо налажена эта работа в Брестской и Гродненской областях.
Подготовке населения в области пожарной безопасности способствовало распространение членами первичных организаций наглядных материалов (Приложение №4).
Другие пожарно – профилактические и организационно – массовые мероприятия проводились как самостоятельно, так и совместно с МЧС (Приложение №5). Многие из них освещались в средствах массовой информации (Приложение №6). Следует отметить, что подаваемые материалы в основном носили информационный характер и не побуждали к активному изменению отношения к пожарной безопасности.
Больше всего организовано и проведено их в Гродненской, Брестской и Гомельской областях. В то же время в совместных мероприятиях Общество выступает зачастую в качестве спонсора, а на некоторых мероприятиях о его участии не упоминается вовсе.
Проводимая уставная работа невозможна без ее материальной поддержки. Ни бюджетных средств, ни государственной собственности РГОО «БДПО» не получало и не получает. Отчисления унитарных предприятий являются единственным источником финансирования деятельности общества. К сожалению, их размер связан с объемами производства, а они таковы, что не позволяют без ущерба для предприятия изымать большие суммы на масштабное финансирование уставных целей.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь РГОО «БДПО» для обеспечения своей деятельности учреждает унитарные предприятия. В настоящее время 13 производственных предприятий выполняют работы и оказывают услуги в области пожарной безопасности, и Учебный центр осуществляет обучение граждан правилам пожарной безопасности.
С 2012 г. по 2014 г. объемы производства и реализации продукции, производительность труда и прибыль росли ежегодно. С 2014г., с ухудшением экономического положения на рынках страны, темп роста основных показателей стал снижаться, а в 2016 г. объем производства и чистая прибыль по сравнению с 2015г. уменьшились. Тем не менее рентабельность реализации ежегодно составляла более 12 % (за 2016г. – 12,3%), что превышает рентабельность в промышленности и в строительстве в стране за этот период (Приложение №7). При этом в долларовом эквиваленте объемы производства и реализации, а также прибыль постоянно снижаются. (Приложения №8,9).
Основная причина снижения – ухудшение экономического положения в целом в стране и, соответственно, снижение востребованности наших профильных работ на рынке.
К тому же наши предприятия находятся в заведомо худших условиях. Провозглашая равные условия деятельности для предприятий всех видов собственности, на самом деле законодатель предоставил подразделениям МЧС льготу по налогу на добавленную стоимость по работам и услугам в области пожарной безопасности, чем сразу же снизил стоимость работ и услуг на 20%. РГОО «БДПО» неоднократно обращалось в Правительство с просьбой о предоставлении нашим предприятиям аналогичной льготы, но в этом нам было отказано в связи с «экономической нецелесообразностью».
Анализ управленческих функций наших предприятий показывает, что зачастую структура управления не соответствует современным требованиям. Поэтому проводилась реорганизация путем присоединения ряда небольших предприятий, не обеспечивающих возрастающие требования к организации производственного процесса, к более сильным и современным предприятиям (как правило, областным комбинатам противопожарных работ).
Основные итоги проведенной оптимизации и реорганизации: участки, созданные на базе реорганизованных мелких предприятий, функционируют в составе устойчивых в настоящее время предприятий, обеспеченных квалифицированными специалистами; оптимизированы должности руководителей и работников аппарата управления предприятия, увеличена доля работников основного производства, что ведет к улучшению управляемости предприятиями.
Несомненно, вся проводимая профилактическая работа оказывает определенное воздействия на формирования у людей основ безопасности жизнедеятельности. Но в защите жизни человека от чрезвычайных ситуаций (пожаров) присутствуют ряд других факторов, которые не позволяют более эффективно повлиять на предупреждения трагических случаев. Каждое государство определяет свой порядок, уровень защищенности граждан и имущества, однако, есть и общие, продиктованные жизнью позиции, от которых все отталкиваются. Прежде всего это время, в течение которого на помощь в беде приходят спасатели. Для того, чтобы это время было меньшим, необходимо приближать спасателей к возможным местам трагедий. Такие решения во всех странах определяются сочетанием профессионалов в крупных городах и добровольцев в меньших поселениях и на предприятиях.
Почему у нас не получается? В начале доклада я говорил об основной причине. Чем дальше мы уходим от разумного прагматичного решения этой проблемы, тем затратнее и сложнее продвижение по этому пути. Наше Общество призвано содействовать организациям в обеспечении пожарной безопасности. Законом Республики Беларусь «О республиканских государственно – общественных объединениях» в связи с реализацией функций и полномочий в области государственного управления РГОО «БДПО» могут наделяться полномочиями по осуществлению организационно – методического руководства государственными органами. Так как законодательная деятельность в отношении Общества заморожена, то и полномочия не прописаны. Хотя отдельный абзац этой статьи, касающийся взаимоотношений государственных органов и республиканских государственно – общественных объединений в части координации деятельности в пределах своей компетентности МЧС использует, нарушая указанный Закон и вмешиваясь в уставную деятельность Общества, вплоть до навязывания новых государственно – значимых задач.
В сформировавшихся условиях развитие добровольчества в республике невозможно, а поверхностный подход и лозунговое обозначение якобы его поддержки государственными органами с односторонней подачи МЧС губительны и для оставшихся до настоящего времени добровольных пожарных команд.
К сожалению, в решении проблемы добровольчества недостаточна роль входящих в структуру РГОО «БДПО» постоянно действующего органа – Республиканского совета (далее Совет) – в составе 47 человек и его исполнительного органа – президиума Совета – в составе 19 человек. Эти люди согласились участвовать в работе указанных органов и были соответственно избраны на съезде и пленуме Совета. В соответствии с Уставом им определены обязанности по выполнению целевых положений и государственно – значимых задач с учетом их основной деятельности.
Значительная часть (17 чел.) членов Совета формально числится, практически не участвуя в продвижении добровольчества в стране. Представители органов власти и управления (8 чел.) занимают неактивную позицию. Не случайно в принимаемых решениях по вопросам пожарной безопасности хоть и присутствует иногда упоминание о добровольчестве, то как приложение к профилактической работе. Так, в последнем решении Мин облисполкома «О соблюдении в 2016 году требований законодательства по обеспечению пожарной безопасности и задачах на 2017 год» нет ни слова о реализации ранее принятого решения по созданию добровольных пожарных команд (не менее одной) в каждом районе.
К сожалению, представленные в Совете работники МЧС (12 чел.) во главе с Министром формируют негативное отношение к развитию добровольных пожарных формирований в стране. При этом, используя свое положение, пытаются также влиять на других членов Совета и даже на тех, кто непосредственно штатно работает в структурах Общества.
Чтобы придать развитию добровольных формирований в стране направленность и движение по их реальному созданию предлагаются некоторые первоочередные меры по изменению отношения государства к данной проблеме (законодательное и правовое регулирование), реализации ранее принятых решений всеми участниками.
Приложения к докладу:

 

 

 Проект постановления пленума Республиканского совета РГОО «БДПО»:

Документ для печати